Прообраз современного деревянного поддона впервые был использован в США в первом десятилетии XX века. Первые паллеты предназначались для доставки грузов по железной дороге. Соответственно, размеры подбирались с учетом габаритов крытых вагонов и платформ. И на сегодняшний день стандартные размеры соответствуют первоначальным, а поддоны активно используются и на складах, и в автоперевозках, и на железной дороге.
В России востребованы европоддоны с размерами 1280х800 и 1200х1000 мм. Выбор связан с габаритами европейских железнодорожных вагонов. При покупке следует ориентироваться на тип груза, его размеры, вес и иные характеристики.
Объемы производства и разновидности паллет.
Поддоны, появившись век назад, неожиданно стали очень популярными. Только в США в год заготавливается не менее 114 млн. куб. метров древесины, предназначенной для предприятий, производящих паллеты.
Время идет, меняются товары, характер перевозимых грузов. Следом меняются и поддоны. За последние годы производители тары увеличили ассортимент в несколько раз. На текущий момент времени потребитель может приобрести паллеты следующих видов:
- для перевозки химических реактивов и сырья;
- для транспортировки кег с пивом, иными напитками;
- с «ушами» и без таковых.
В России производители не предлагают на рынок столько вариантов. Всего используется не более 10 типов паллет.
Конструкция поддона
Все поддоны, вне зависимости от предназначения и габаритов, производятся по единому принципу. В качестве «ног» используются деревянные кубики. На них кладутся доски нижнего яруса. Далее следует ряд поперечных досок и верхний ярус, принимающий основную нагрузку. Кубики обеспечивают устойчивость и достаточное пространство для подъема с любой стороны вилочным погрузчиком. Для верхнего яруса или настила выбираются крепкие доски, способные выдержать несколько тонн веса.
При выборе поддонов необходимо учитывать тип груза, вес, размеры. В зависимости от этого подбираются габариты, толщина несущего настила, высота кубиков паллета. Для негабаритных грузов паллеты часто изготавливаются по индивидуальному заказу, что требует больших объемов древесины. Соответственно, увеличивается и стоимость каждого отдельного поддона.
Совет: деревянный паллет будет дольше сохранять прочность, если по всему периметру по нижним кубикам сделать дополнительную обвязку.
Производство
Технология производства поддонов отлажена. Предприятия приобретают автоматические или полуавтоматические поточные линии, выполняющие все операции без человеческого вмешательства или с минимальным участием. Связано это с высокой стоимостью ручного труда в большей части европейских стран.
В России ситуация обстоит с точностью наоборот. Предприятиям выгоднее оплачивать переработки персоналу, доплачивать за тяжелый труд, чем приобретать поточные линии. Соответственно, и поддоны собираются вручную, часто из подручных материалов, несортовой древесины, отходов мебельной промышленности. Качество подобной «продукции» оставляет желать лучшего.
Факт: поддоны, собранные на поточной автоматической линии, отличаются от «собратьев» ручной сборки гвоздями. При ручной сборке шляпка гвоздя полностью «уходит» в дерево. На поверхности не остается ничего. При ручной сборке такое невозможно. В лучшем случае шляпка гвоздя будет на одном уровне с поверхностью доски. Важно учитывать, что производство деревянных поддонов должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ, предписывающим, что шляпка должна быть «утоплена». Сколачивать поддоны необходимо с использованием специальных навивных гвоздей, получивших название «ершон». Ершон — уже не гвоздь в чистом виде, но еще не саморез. От стандартного гвоздя отличается большей толщиной и специальными насечками для лучшей адгезии с древесиной.
Поддоны устанавливаются в несколько ярусов, их роняют, передвигают без соблюдения требований безопасности. Соответственно, чтобы сохранять исходные габариты, прочность, они должны собираться в соответствии с требованиями ГОСТ. Строительные гвозди подходят по длине для сборки поддонов, не выдержат жесткого обращения. Отсутствие специальных насечек приведет к тому, что гвозди будут выскакивать из своих гнезд.
Основные способы производства паллет
Предприятия, производящие поддоны, используют один из следующих способов:
Первый вариант. Наиболее дешев и прост. Кругляк перерабатывается в деловую древесину. Остатки в размере 25-30% от первоначального объема и направляются на производство паллет. Сборка производится вручную, продукция получается низкого качества и не предназначена для длительной эксплуатации.
Второй вариант. От первого отличается только используемым оборудованием: молотки заменяются на пневмоинструмент. Сборка одного поддона занимает меньше времени, качество — выше, чем при ручной сборке, но полностью определяется квалификацией сборщика и точностью размеров деталей.
Третий вариант. В России используется редко, более характерен для стран Западной Европы. Сборка производится на полуавтоматических линиях. Задача оператора заключается в правильной укладке досок в специальные формы-клише. Поддоны получаются прочные, выдерживают значительные нагрузки в течение многих лет.
Четвертый вариант. Сборка ведется в полностью автоматическом режиме. Оператор обязан следить только за тем, чтобы в специальном бункере постоянно находился необходимый объем досок. Обработка ведется полностью автоматически и включает следующие этапы:
- нарезка досок;
- сборка поддона;
- передача на склад или место хранения, укладка в штабель;
- подготовленный к отправке штабель заматывается лентой или специальной упаковочной пленкой.
В России подобные автоматы редко, но используются. Наилучшая производительность отечественного варианта — 65 тысяч поддонов в месяц. В Европе полностью автоматических линий, работающих без участия человека, не так много.
Компания "Спецтара" имеет свои автоматические линии, что позволяет удовлетворять даже самые большие запросы на деревянные поддоны.